Реалика

15 подписчиков

Свежие комментарии

  • HELENE
    Жила такая провинциалочка на чужой шее, в чужой квартире, отдыхала на чужой даче втечении 10 лет, терпела удачливую п...Исповедь провинци...
  • Alex Немо
    Только идиот может приобретать недвижимость в Турции. Мозгами пошевелите. Турки ребята еще более придурошные чем ...Россия – Турция: ...
  • Михаил_
    С какой радости надо информировать друга о своих доходах?Исповедь провинци...

Как преобразовать трамвайный парк: голландский опыт для Васильевского острова

В мировой практике трамвайные парки стали одними из самых популярных объектов для размещения креативных пространств. Санкт-Петербург имеет все предпосылки для адаптации этого опыта.

Осенью прошлого года я посетил в Амстердаме пространство De Hallen – новую городскую территорию для креативных индустрий, которая располагается в бывшем трамвайном депо, построенном в начале XX века. История этого объекта может стать примером для преобразования одного из самых известных трамвайных депо в Петербурге – Василеостровского трамвайного парка.

Пример Голландии: соседи превыше всего

Дискуссии по поводу редевелопмента депо велись в Амстердаме на протяжении 20 лет. Сам комплекс зданий начали возводить в 1900 году, а окончательно он оформился к 1928 году. Исторически эта территория не находилась в центре Амстердама. Здания трамвайного парка были построены из красного кирпича, а конструкции крыши использовали фермы Полонсо – одну из главных архитектурных находок XIX века известного французского инженера. Сегодня они позволяют создать стеклянную поверхность, которая формирует атриум в новом креативном пространстве.

К началу XXI века все здания депо находились в плачевном состоянии. Это был единственный трамвайный парк в Нидерландах, сохранивший свои оригинальные формы.

Группа инициативных предпринимателей и архитекторов в 90-е годы прошлого века добилась для объекта статуса исторического наследия, называя его «Устрицей с жемчужиной внутри». Дальше парк передали в управление районной администрации, которая активно собирала идеи местных жителей относительно будущего использования территории. Пробные шаги были сделаны с индустрией кинематографа и миром моды и дизайна, получивших возможность в течение двух лет проводить здесь мероприятия. Но финансирования для серьезного проекта за это время так и не нашли. В зданиях депо поселились хипстеры, которые организовали кафе, места для ночлега и даже сад с небольшим бассейном, наполнявшимся, правда, дождевой водой. В 2012 году они покинули территорию. Именно в то время стартовал очередной этап обсуждений проектов редевелопмента объекта. Состоялся конкурс, победу в котором одержал проект, имевший поддержку от жителей района и подтверждение интереса к депо от будущих арендаторов. Сегодня это управляющая компания Tram Remise Development Company, получившая территорию минимум на 10 лет. В ее состав вошли будущие арендаторы пространства, местные жители, архитектор Андре ван Штигт и другие.

Общая площадь комплекса — 22 тыс. кв.м. Инвестиции в его редевелопмент составили 37,5 млн евро. Управляющая компания сразу заявила, что ждать средств от государства или крупных корпораций не следует. Поэтому был создан фонд, участниками которого стали частные инвесторы, финансовые структуры и девелоперские компании. Например, только от частных лиц удалось собрать портфель в 7 млн евро. А банки разработали специальные льготные программы кредитования проекта, что в эпоху финансового кризиса считалось успехом.

Ключевой задачей стало вдохнуть жизнь в комплекс, открыть его для горожан и гостей Амстердама, ведь за более, чем вековую историю практически никому не удавалось увидеть трамвайный парк изнутри. Уже за 4 месяца была готова первая очередь объекта. Весной 2013 года здесь открылись библиотека, галерея, паркинг. Полностью комплекс был сдан осенью 2014 года.

Он состоит из так называемых Холлов, у каждого из которых своя специализация. Вход во все Холлы осуществляется через Пассаж. Он открыт для всех посетителей, здесь организуются гастрономические ярмарки, выставки, и даже красная дорожка для премьерных показов фильмов или дефиле модных фестивалей. Холл №1 один из самых интересных – в нем находятся библиотека в формате книжного магазина, кафе и отель, который является ключевым объектом в финансовой модели проекта. Холл №2 – это кинотеатр, Холл №3 – рестораны и фуд-корты, Холл №4 – телевизионная студия, Холл №5 – ремесленный центр. Также в De Hallen есть парковка на 165 машиномест и 600 велосипедов. 90% территории пространства доступно для людей с ограниченными возможностями.

Успех De Hallen – это синтез сразу несколько составляющих. Первая – в проекте самое непосредственное участие принимали жители окружающих районов, он создавался для их нужд. Было даже открыто сообщество «Around the Halls». Кроме того, некоторые специалисты участвовали в проекте на общественных началах. Управляющая компания, например, благодарит за это нотариуса из одной очень известной международной юридической компании. Второе – это финансовая модель, которая подтверждалась наличием «якорных» арендаторов еще на этапе проекта. Третье – это те самые «якоря», участвовавшие в разработке концепции креативного пространства. Четвертое – его многофункциональность. Посетитель может провести здесь огромное количество времени, удовлетворяя самые разные свои интересы. И в целом, конечно, в успехе весомую роль играют возможности пространства – длинные секции трамвайного депо, позволяющие каждому найти свое место.

Сегодня De Hallen выглядит так:

Как преобразовать трамвайный парк: голландский опыт для Васильевского островаКак преобразовать трамвайный парк: голландский опыт для Васильевского островаКак преобразовать трамвайный парк: голландский опыт для Васильевского острова

Центр транспорта на Васильевском острове: прошлое, настоящее и будущее

Какой опыт из успеха этого проекта можно применить в Василеостровском трамвайном парке? Несомненно, важной составляющей станет его редевелопмент для жителей Васильевского острова, который, как мы знаем, обладает своей особой спецификой. В самом трамвайном парке сейчас работает Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга. И его, несомненно, можно сделать одним из «якорей» будущего креативного пространства, рассмотрев вариант расширения до тематики всего общественного транспорта города. Также здесь могут располагаться библиотека (возможно, интерактивная) по истории городского транспорта, инфраструктура для компаний-разработчиков продуктов и услуг для транспортной системы. Транспортную тему можно продолжить, разместив студии и мастерские, занимающиеся тюнингом или аэрографией, а также промышленных дизайнеров.

Как преобразовать трамвайный парк: голландский опыт для Васильевского островаТак выглядит Трамвайный парк на Васильевском острове.Не де

Отдельно стоит рассмотреть использование открытых территорий трамвайного парка, чего, кстати, лишен De Hallen. Например, создать пространства для активного отдыха: спортивные площадки и спортивные симуляторы, или инфраструктуру для проведения соревнований по киберспорту.

Конечно, следует учесть и коммерчески необходимые проекты, как отель, бары и рестораны, площадки для выставок, конференций, фестивалей и концертов. Открытые пространства позволяют создать рекреационные зоны. Приятной «фишкой» проекта может стать бесплатный проезд на трамвае до новой креативной территории.

В общем, Василеостровский трамвайный парк может взять все самое полезное у своего «брата» из Нидерландов, насытив собственное пространство спецификой, которая характеризует тот район, где он находится.

Больше интересных статей здесь: Недвижимость.

Источник статьи: Как преобразовать трамвайный парк: голландский опыт для Васильевского острова.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх